- просмотры
678
- слушатели
1
Ванге́лис (греч. Βαγγέλης, англ. Vangelis, полное имя Эва́нгелос Одиссе́ас Папатанаси́у, греч. Ευάγγελος Οδυσσέας Παπαθανασίου; 29 марта 1943, Агрия, Волос, Магнисия, Фессалия, Греция — 17 мая 2022, Париж, Франция) — греческий композитор, один из первых авторов и исполнителей электронной музыки.
Биография.
Эвангелос Одиссеас Папатанасиу родился 29 марта 1943 года в небольшом прибрежном городке Агрия в Магнисии в Фессалии и вырос в Афинах. Его отец Одиссей занимался бизнесом, связанным с недвижимостью, увлекался спортом (был бегуном-любителем) и музыкой. Его мать, Фотейни Кириакопулу, проходила обучение вокальному искусству (сопрано), хотя и не пела профессионально. У Вангелиса был один брат Никос. Музыкальные таланты юного Вангелиса стали очевидными уже в 4 года, а впервые его музыка прозвучала со сцены, когда ему было 6 лет. Однако когда родители попытались дать мальчику профессиональное музыкальное образование, оказалось, что он не подчиняется формальному образованию, потому что не желает следовать каким-либо указаниям. Вместе с тем в дальнейшем он с теплотой вспоминал о своей матери, которая особенно настойчиво стремилась приохотить мальчика к игре на фортепиано.
Фашистский путч «чёрных полковников» (1967 г.) застал Вангелиса в Париже, где он со своими друзьями Демисом Руссосом и Лукасом Сидерасом учился в Сорбонне, как раз во время студенческой революции 1968 года. Решение не возвращаться на родину было принято единогласно… Но оставшееся патриотами Греции трио решило вписать имя родной страны в историю музыки: так родилась новая группа, названная «Aphrodite’s Child» («Дитя Афродиты»). Но все трое тяготели к противоположным направлениям. В этой разности взглядов и вкусов родилось уникальное звучание группы. Вангелис интересовался иным направлением музыки, которое тогда называли «прогрессив» — сложной инструментальной музыкой с использованием в большом количестве передовых синтезаторов и других электронных инструментов той эпохи; фактически он стал одним из пионеров в данной области. Он стал неформальным творческим руководителем коллектива, определял его непосредственный курс. Первое время коллектив экспериментировал в звучании, пробовал разные форматы, но вскоре пришел к конечной формуле, где Вангелис сел за клавишный (преимущественно электроорганный) аккомпанемент.
Первый же их сингл «Rain and Tears» («Дождь и слёзы») принёс им мировую популярность, и в дальнейшем все выпускаемые синглы на протяжении трёх лет неизменно занимали первые места в европейских чартах.
В 1971 году, увеличив инструментальные возможности включением в состав гитариста и ударника Силвера Кулуриса, они с явным лидерством Вангелиса записали на двойной альбом электронную ораторию «666 — Apocalypse of John». После выхода этого альбома группа разошлась.
В 1970 году ему впервые представился случай записаться на пластинку. Первым диском молодого композитора стал саундтрек к фильму Генри Чапиера «Sex Power». Фильм был снят в жанре «легкой эротики».
Несколько дисков, вышедших за два года, были неудачными в коммерческом плане. Позже Вангелис познакомился и начал работать с французским режиссёром Фредериком Россифом.
В 1974 году Вангелис переехал из Парижа в Лондон, где его кандидатура рассматривалась как возможная замена клавишника Рика Уэйкмана в группе «Yes». Однако после двух недель репетиций Вангелис покинул их, сказав, что его музыкальная концепция слишком далека от концепции группы. Именно за эти две недели он сдружился с солистом «Yes» Джоном Андерсоном, что обеспечило их последующее совместное творчество.
В 1975 году Вангелис подписал контракт с компанией RCA и основал собственную студию звукозаписи «Nemo Studios», которую Вангелис впоследствии упоминает как свою исследовательскую лабораторию. Здесь он начал запись серии электронных альбомов, таких, как Heaven and Hell (1975), Albedo 0,39 (1976), Spiral (1977), Beaubourg (1978) и China (1979). Части из Heaven and Hell впоследствии использовались в качестве главной темы в телевизионном сериале Карла Сагана «Космос».
В конце 70-х — начале 80-х годов Вангелис немало времени уделяет совместным проектам. Вместе с Джоном Андерсоном он записывает четыре успешных альбома под маркой «Jon and Vangelis», записывает два альбома «старинных» греческих гимнов совместно с Ирен Папас (изданных только в Греции), продюсирует записи Демиса Руссоса.
Британский режиссёр Энтони Томас в 1980 году снял фильм «Смерть принцессы», в котором использовал композицию «Альфа».
В 1981 году выходит фильм «Огненные колесницы» с музыкой Вангелиса. За эту музыку он удостоился премий «Оскар» и «Грэмми». Заглавный трек с альбома стал единственной греческой композицией в истории, возглавившей национальный хит-парад США. В 1982 году он написал музыку к фильму «Бегущий по лезвию» (режиссёр Ридли Скотт). В 1984 году Вангелис принимает участие в создании совместного альбома в стиле нью-эйдж с Сьюзан Чани.
Кроме этих работ, он выпускает альбом академической музыки «Invisible Connections» («Невидимые связи»), а в 1985 году — альбом симфонической и хоральной музыки «The Mask» («Маска»), в 1992 году он был номинирован на премию «Золотой глобус» по категории «Лучшая музыка к фильму» «1492: Завоевание рая».
В 1993 году он сочиняет вокальную симфонию «Mythodea», которая в 2001-м становится официальной музыкой миссии НАСА «Марс Одиссей» и исполняется в Храме Зевса в Афинах в рамках «культурной Олимпиады» в преддверии Олимпиады-2004.
В 1996 Вангелис пишет саундтреки к одному из фильмов «Подводной Одиссеи» Жака-Ива Кусто, но тот после прослушивания материала отказывается брать музыку к фильму со словами: «Никто не будет смотреть мой фильм, все будут слушать только твою музыку». Так появляется альбом «Oceanic». Осенью 1998 года вышел новый альбом Вангелиса «El Greco».
В 2002 году Вангелис стал автором гимна чемпионата мира по футболу в Японии и Корее.
Вангелис вернулся после 20-летней эмиграции в Грецию. Ему было поручено создание музыки для самых знаменательных празднеств — таких как открытие Олимпийских игр в Афинах. На сцене идут балеты Вангелиса — не только в Греции, но и за её пределами.
В 2012 году в Лондоне на Олимпийских играх Лондонским симфоническим оркестром с участием Роуэна Аткинсона была исполнена инструментальная композиция Вангелиса «Chariots of Fire». Видео с этой записью стало самым просматриваемым за всю историю официального YouTube-канала Олимпийских игр.
К космической тематике Вангелис вернулся в 2014 году после того, как поговорил по скайпу c находящимся на борту МКС астронавтом Андре Кёйперсом о миссии «Розетта». История о посадке космического аппарата на поверхность кометы вдохновила 70-летнего композитора на очередную синтезаторно-оркестровую запись, в которой были налицо и свойственная всем работам Вангелиса кинематографичность, и героическая интонация, характерная для любого разговора о космосе с массовой аудиторией. Последний его альбом вышел в 2021 году и назывался «Juno to Jupiter» («Юнона к Юпитеру»).
Скончался 17 мая 2022 года от сердечной недостаточности в одной из больниц Парижа, где лечился от COVID-19.
Личная жизнь.
О личной жизни Вангелиса известно немного. Он нечасто давал интервью журналистам. В 2005 году заявил, что его «никогда не интересовал» «декадентский образ жизни» времён его группы. Не употреблял алкоголь или наркотики. Также его мало интересовала бизнес-сторона музыкальной индустрии и достижение звёздного статуса. По этому поводу он высказывался, «что успех и чистое творчество не очень совместимы. Чем успешнее вы становитесь, тем больше вы становитесь продуктом чего-то, что приносит деньги».
Согласно сообщениями в прессе и редким интервью он был женат дважды. Детей у него не было. Одной из его жён была французская фотограф Вероник Скавинска, которая работала над некоторыми из его альбомов. Кроме того, из интервью журналу Backstage следует, что ранее Вангелис состоял в браке с греческой певицей Ваной Верутис.
Композитор попеременно жил в Лондоне, Париже и Афинах, где он приобрёл дом у подножия Акрополя, который так и не отделал. Неоклассическое здание едва не было снесено в 2007 году, после того как правительственные чиновники решили, что оно портит вид на древнюю цитадель из нового музея, построенного по соседству, но в итоге передумали.
В целом Вангелиса характеризовали как крайне закрытого человека. Многие знавшие его отзывались о нём, как о располагающим к себе и лёгком в общении человеке с чувством юмора. Он любил долгие дружеские встречи, интересовался древнегреческой философией, наукой и физикой музыки и звука, а также исследованиями космоса. Помимо музыки, увлекался живописью. Его первая выставка из 70 картин состоялась в 2003 году в Альмудине в Валенсии, Испания. После успеха выставки Vangelis Pintura его работы были выставлены в крупных галереях по всему миру.
Дискография.
Студийные альбомы:
1971 — Fais Que ton Reve Soit Long Que la Nuit
1971 — Dragon
1971 — Hypothesis
1973 — Earth
1974 — E tu (+ Клаудио Бальони)
1975 — Heaven And Hell
1976 — Albedo 0.39
1976 — Concerto Per Margherita (+ Ricardo Cocciante)
1976 — Phos (+ Socrates)
1977 — Spiral
1977 — Ignacio
1977 — Magic (+ Demis Roussos)
1978 — Beaubourg
1978 — Odes (+ Irene Papas)
1979 — China
1979 — Opera Sauvage
1979 — Short Stories (+ Джон Андерсон)
1980 — See You Later
1981 — Chariots Of Fire
1981 — The Friends of Mr.Cairo (+ Джон Андерсон)
1983 — Private Collection (+ Джон Андерсон)
1983 — Antarctica
1984 — Soil Festivities
1985 — Invisible Connections
1985 — Mask
1986 — Rhapsodies (+ Irene Papas)
1988 — Direct
1989 — Themes
1990 — The City
1991 — Page of Life (+ Джон Андерсон)
1992 — 1492 Conquest of Paradise
1994 — Blade Runner
1995 — Voices
1995 — Ask The Mountains (вместе с Stina Nordenstam) — довольно известная композиция, часто используется в рекламных роликах за её «атмосферный» звук.
1995 — Foros Timis Ston Greco (A Tribute To El Greco)
1996 — Oceanic
1997 — Portraits
1998 — El Greco
2001 — Mythodea
2004 — Alexander
2007 — Bladerunner. Anniversary Edition (3CD)
2007 — El Greco. OST.
2016 — Rosetta (Decca Records)
2019 — Nocturne: The Piano Album (Decca Records)
2021 — Juno To Jupiter
Саундтреки к фильмам:
1963 — O Adelfos mou o trohonomos
1966 — 5000 psemata
1966 — To Prosopo tis medusas
1970 — Sex Power
1972 — L’Apocalypse Des Animaux
1972 — Salut, Jerusalem
1973 — Преступление и страсть
1974 — Amore
1974 — Le Cantique des créatures: Georges Mathieu ou La fureur d'être
1975 — Ignacio / Entends-Tu Les Chiens Aboyer?
1975 — Le Cantique des créatures: Georges Braque ou Le temps différent
1976 — Преступление и страсть
1976 — La Fete Sauvage (The Wilderness Party)
1977 — Entends-Tu les Chiens Aboyer
1978 — Призрак оперы
1980 — Mater amatísima
1980 — Prkosna delta
1981 — Огненные колесницы
1981 — Die Todesgöttin des Liebescamps
1982 — Бегущий по лезвию (оригинальная запись выпущена в 1994)
1982 — Пропавший без вести
1982 — Le Cantique des créature: Pablo Picasso pintor
1982 — Год, опасный для жизни
1983 — Антарктическая история
1984 — Баунти
1984 — Sauvage Et Beau (Wild & Beautiful)
1985 — Чудеса жизни
1986 — Der Rosenkönig
1987 — Тот, кто меня бережёт
1988 — Nosferatu a Venezia
1988 — Le Dîner des bustes
1989 — Франциск
1989 — Russicum — I giorni del diavolo
1990 — Розенкранц и Гильденстерн мертвы (балет)
1992 — Горькая луна
1992 — 1492: Завоевание рая
1993 — Бегущий по лезвию — private release
1994 — De Nuremberg à Nuremberg
1996 — Cavafys
2001 — I Hope…
2004 — Александр
2013 — Trashed (документальный)
Биография.
Эвангелос Одиссеас Папатанасиу родился 29 марта 1943 года в небольшом прибрежном городке Агрия в Магнисии в Фессалии и вырос в Афинах. Его отец Одиссей занимался бизнесом, связанным с недвижимостью, увлекался спортом (был бегуном-любителем) и музыкой. Его мать, Фотейни Кириакопулу, проходила обучение вокальному искусству (сопрано), хотя и не пела профессионально. У Вангелиса был один брат Никос. Музыкальные таланты юного Вангелиса стали очевидными уже в 4 года, а впервые его музыка прозвучала со сцены, когда ему было 6 лет. Однако когда родители попытались дать мальчику профессиональное музыкальное образование, оказалось, что он не подчиняется формальному образованию, потому что не желает следовать каким-либо указаниям. Вместе с тем в дальнейшем он с теплотой вспоминал о своей матери, которая особенно настойчиво стремилась приохотить мальчика к игре на фортепиано.
Фашистский путч «чёрных полковников» (1967 г.) застал Вангелиса в Париже, где он со своими друзьями Демисом Руссосом и Лукасом Сидерасом учился в Сорбонне, как раз во время студенческой революции 1968 года. Решение не возвращаться на родину было принято единогласно… Но оставшееся патриотами Греции трио решило вписать имя родной страны в историю музыки: так родилась новая группа, названная «Aphrodite’s Child» («Дитя Афродиты»). Но все трое тяготели к противоположным направлениям. В этой разности взглядов и вкусов родилось уникальное звучание группы. Вангелис интересовался иным направлением музыки, которое тогда называли «прогрессив» — сложной инструментальной музыкой с использованием в большом количестве передовых синтезаторов и других электронных инструментов той эпохи; фактически он стал одним из пионеров в данной области. Он стал неформальным творческим руководителем коллектива, определял его непосредственный курс. Первое время коллектив экспериментировал в звучании, пробовал разные форматы, но вскоре пришел к конечной формуле, где Вангелис сел за клавишный (преимущественно электроорганный) аккомпанемент.
Первый же их сингл «Rain and Tears» («Дождь и слёзы») принёс им мировую популярность, и в дальнейшем все выпускаемые синглы на протяжении трёх лет неизменно занимали первые места в европейских чартах.
В 1971 году, увеличив инструментальные возможности включением в состав гитариста и ударника Силвера Кулуриса, они с явным лидерством Вангелиса записали на двойной альбом электронную ораторию «666 — Apocalypse of John». После выхода этого альбома группа разошлась.
В 1970 году ему впервые представился случай записаться на пластинку. Первым диском молодого композитора стал саундтрек к фильму Генри Чапиера «Sex Power». Фильм был снят в жанре «легкой эротики».
Несколько дисков, вышедших за два года, были неудачными в коммерческом плане. Позже Вангелис познакомился и начал работать с французским режиссёром Фредериком Россифом.
В 1974 году Вангелис переехал из Парижа в Лондон, где его кандидатура рассматривалась как возможная замена клавишника Рика Уэйкмана в группе «Yes». Однако после двух недель репетиций Вангелис покинул их, сказав, что его музыкальная концепция слишком далека от концепции группы. Именно за эти две недели он сдружился с солистом «Yes» Джоном Андерсоном, что обеспечило их последующее совместное творчество.
В 1975 году Вангелис подписал контракт с компанией RCA и основал собственную студию звукозаписи «Nemo Studios», которую Вангелис впоследствии упоминает как свою исследовательскую лабораторию. Здесь он начал запись серии электронных альбомов, таких, как Heaven and Hell (1975), Albedo 0,39 (1976), Spiral (1977), Beaubourg (1978) и China (1979). Части из Heaven and Hell впоследствии использовались в качестве главной темы в телевизионном сериале Карла Сагана «Космос».
В конце 70-х — начале 80-х годов Вангелис немало времени уделяет совместным проектам. Вместе с Джоном Андерсоном он записывает четыре успешных альбома под маркой «Jon and Vangelis», записывает два альбома «старинных» греческих гимнов совместно с Ирен Папас (изданных только в Греции), продюсирует записи Демиса Руссоса.
Британский режиссёр Энтони Томас в 1980 году снял фильм «Смерть принцессы», в котором использовал композицию «Альфа».
В 1981 году выходит фильм «Огненные колесницы» с музыкой Вангелиса. За эту музыку он удостоился премий «Оскар» и «Грэмми». Заглавный трек с альбома стал единственной греческой композицией в истории, возглавившей национальный хит-парад США. В 1982 году он написал музыку к фильму «Бегущий по лезвию» (режиссёр Ридли Скотт). В 1984 году Вангелис принимает участие в создании совместного альбома в стиле нью-эйдж с Сьюзан Чани.
Кроме этих работ, он выпускает альбом академической музыки «Invisible Connections» («Невидимые связи»), а в 1985 году — альбом симфонической и хоральной музыки «The Mask» («Маска»), в 1992 году он был номинирован на премию «Золотой глобус» по категории «Лучшая музыка к фильму» «1492: Завоевание рая».
В 1993 году он сочиняет вокальную симфонию «Mythodea», которая в 2001-м становится официальной музыкой миссии НАСА «Марс Одиссей» и исполняется в Храме Зевса в Афинах в рамках «культурной Олимпиады» в преддверии Олимпиады-2004.
В 1996 Вангелис пишет саундтреки к одному из фильмов «Подводной Одиссеи» Жака-Ива Кусто, но тот после прослушивания материала отказывается брать музыку к фильму со словами: «Никто не будет смотреть мой фильм, все будут слушать только твою музыку». Так появляется альбом «Oceanic». Осенью 1998 года вышел новый альбом Вангелиса «El Greco».
В 2002 году Вангелис стал автором гимна чемпионата мира по футболу в Японии и Корее.
Вангелис вернулся после 20-летней эмиграции в Грецию. Ему было поручено создание музыки для самых знаменательных празднеств — таких как открытие Олимпийских игр в Афинах. На сцене идут балеты Вангелиса — не только в Греции, но и за её пределами.
В 2012 году в Лондоне на Олимпийских играх Лондонским симфоническим оркестром с участием Роуэна Аткинсона была исполнена инструментальная композиция Вангелиса «Chariots of Fire». Видео с этой записью стало самым просматриваемым за всю историю официального YouTube-канала Олимпийских игр.
К космической тематике Вангелис вернулся в 2014 году после того, как поговорил по скайпу c находящимся на борту МКС астронавтом Андре Кёйперсом о миссии «Розетта». История о посадке космического аппарата на поверхность кометы вдохновила 70-летнего композитора на очередную синтезаторно-оркестровую запись, в которой были налицо и свойственная всем работам Вангелиса кинематографичность, и героическая интонация, характерная для любого разговора о космосе с массовой аудиторией. Последний его альбом вышел в 2021 году и назывался «Juno to Jupiter» («Юнона к Юпитеру»).
Скончался 17 мая 2022 года от сердечной недостаточности в одной из больниц Парижа, где лечился от COVID-19.
Личная жизнь.
О личной жизни Вангелиса известно немного. Он нечасто давал интервью журналистам. В 2005 году заявил, что его «никогда не интересовал» «декадентский образ жизни» времён его группы. Не употреблял алкоголь или наркотики. Также его мало интересовала бизнес-сторона музыкальной индустрии и достижение звёздного статуса. По этому поводу он высказывался, «что успех и чистое творчество не очень совместимы. Чем успешнее вы становитесь, тем больше вы становитесь продуктом чего-то, что приносит деньги».
Согласно сообщениями в прессе и редким интервью он был женат дважды. Детей у него не было. Одной из его жён была французская фотограф Вероник Скавинска, которая работала над некоторыми из его альбомов. Кроме того, из интервью журналу Backstage следует, что ранее Вангелис состоял в браке с греческой певицей Ваной Верутис.
Композитор попеременно жил в Лондоне, Париже и Афинах, где он приобрёл дом у подножия Акрополя, который так и не отделал. Неоклассическое здание едва не было снесено в 2007 году, после того как правительственные чиновники решили, что оно портит вид на древнюю цитадель из нового музея, построенного по соседству, но в итоге передумали.
В целом Вангелиса характеризовали как крайне закрытого человека. Многие знавшие его отзывались о нём, как о располагающим к себе и лёгком в общении человеке с чувством юмора. Он любил долгие дружеские встречи, интересовался древнегреческой философией, наукой и физикой музыки и звука, а также исследованиями космоса. Помимо музыки, увлекался живописью. Его первая выставка из 70 картин состоялась в 2003 году в Альмудине в Валенсии, Испания. После успеха выставки Vangelis Pintura его работы были выставлены в крупных галереях по всему миру.
Дискография.
Студийные альбомы:
1971 — Fais Que ton Reve Soit Long Que la Nuit
1971 — Dragon
1971 — Hypothesis
1973 — Earth
1974 — E tu (+ Клаудио Бальони)
1975 — Heaven And Hell
1976 — Albedo 0.39
1976 — Concerto Per Margherita (+ Ricardo Cocciante)
1976 — Phos (+ Socrates)
1977 — Spiral
1977 — Ignacio
1977 — Magic (+ Demis Roussos)
1978 — Beaubourg
1978 — Odes (+ Irene Papas)
1979 — China
1979 — Opera Sauvage
1979 — Short Stories (+ Джон Андерсон)
1980 — See You Later
1981 — Chariots Of Fire
1981 — The Friends of Mr.Cairo (+ Джон Андерсон)
1983 — Private Collection (+ Джон Андерсон)
1983 — Antarctica
1984 — Soil Festivities
1985 — Invisible Connections
1985 — Mask
1986 — Rhapsodies (+ Irene Papas)
1988 — Direct
1989 — Themes
1990 — The City
1991 — Page of Life (+ Джон Андерсон)
1992 — 1492 Conquest of Paradise
1994 — Blade Runner
1995 — Voices
1995 — Ask The Mountains (вместе с Stina Nordenstam) — довольно известная композиция, часто используется в рекламных роликах за её «атмосферный» звук.
1995 — Foros Timis Ston Greco (A Tribute To El Greco)
1996 — Oceanic
1997 — Portraits
1998 — El Greco
2001 — Mythodea
2004 — Alexander
2007 — Bladerunner. Anniversary Edition (3CD)
2007 — El Greco. OST.
2016 — Rosetta (Decca Records)
2019 — Nocturne: The Piano Album (Decca Records)
2021 — Juno To Jupiter
Саундтреки к фильмам:
1963 — O Adelfos mou o trohonomos
1966 — 5000 psemata
1966 — To Prosopo tis medusas
1970 — Sex Power
1972 — L’Apocalypse Des Animaux
1972 — Salut, Jerusalem
1973 — Преступление и страсть
1974 — Amore
1974 — Le Cantique des créatures: Georges Mathieu ou La fureur d'être
1975 — Ignacio / Entends-Tu Les Chiens Aboyer?
1975 — Le Cantique des créatures: Georges Braque ou Le temps différent
1976 — Преступление и страсть
1976 — La Fete Sauvage (The Wilderness Party)
1977 — Entends-Tu les Chiens Aboyer
1978 — Призрак оперы
1980 — Mater amatísima
1980 — Prkosna delta
1981 — Огненные колесницы
1981 — Die Todesgöttin des Liebescamps
1982 — Бегущий по лезвию (оригинальная запись выпущена в 1994)
1982 — Пропавший без вести
1982 — Le Cantique des créature: Pablo Picasso pintor
1982 — Год, опасный для жизни
1983 — Антарктическая история
1984 — Баунти
1984 — Sauvage Et Beau (Wild & Beautiful)
1985 — Чудеса жизни
1986 — Der Rosenkönig
1987 — Тот, кто меня бережёт
1988 — Nosferatu a Venezia
1988 — Le Dîner des bustes
1989 — Франциск
1989 — Russicum — I giorni del diavolo
1990 — Розенкранц и Гильденстерн мертвы (балет)
1992 — Горькая луна
1992 — 1492: Завоевание рая
1993 — Бегущий по лезвию — private release
1994 — De Nuremberg à Nuremberg
1996 — Cavafys
2001 — I Hope…
2004 — Александр
2013 — Trashed (документальный)
Популярные альбомы
Виниловые пластинки Vangelis
CD-диски
Unterminated comment starting line 224